Бизнес и финансы

"Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам"
Жан Жак Руссо

Яндекс.Метрика

Владимирская область


КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В РОССИИ И ОБУЧЕНИЕ КАЧЕСТВУ ВО ВЛАДИМИРСКОМ РЕГИОНЕ

 

В многочисленных выступлениях Президента России Д.А. Медведева и Премьер-министра В.В. Путина гарантируется, что даже в нынешние кризисные времена приоритетные национальные проекты, стартовавшие в 2006г. и касающиеся здравоохранения, образования, жилья и агропромышленного комплекса, не подлежат ни свертыванию, ни секвестированию и будут, безусловно, продолжены. Это вселяет радужные надежды, поскольку данные проекты следует рассматривать как программно-целевые установки по улучшению качества жизни населения страны.

Что такое качество жизни? По определению ЮНЕСКО – это степень соответствия условий жизни человека его потребностям.

Совокупность факторов, формирующих качество жизни, включает: среду обитания (атмосферный воздух, вода, природно-климатические условия и т.д.), состояние общества (политическое и социальное устройство, экономика), качество человека (здоровье, культура, образование). Таким образом, качество образования является важнейшей составляющей качества жизни населения. Современные лозунги призывают учиться качеству всю жизнь, памятуя, что качественное образование гарантирует устойчивое развитие страны.

По критериям ЮНЕСКО индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определяется тремя факторами: средней продолжительностью жизни, размером дохода на душу населения и уровнем образованности.

Этот сводный показатель характеризует развитие человека и качество его жизни. Величина ИРЧП изменяется от 0 до 1. Чем она ближе к единице, тем качество жизни населения выше.

Впервые данные о ИРЧП были опубликованы за 1988 год. Тогда СССР по этому показателю занимал 26 место в мире, отставая от США всего на 7 строк. В 1992 г. ИРЧП России опустился на 34 место, а в 1999 г. (последний год «правления» Ельцина) на 55 место. К сожалению, и нынешняя власть не сумела остановить этот откат: в 2000 г. – 60 место (рядом с Малайзией), в 2001 г. – 63 место (рядом с Маврикием), в 2006 г. – 65 место между Ливией и Македонией, в 2007 г.  – на 67, а в 2008 г. – на 73 месте в мире. Разрыв между США и Россией составил уже 55 строк.

Конечно, можно анализировать приведенные цифры, но реальность такова, что, начиная с 90-х годов, население России сократилось на 15 миллионов человек. Это же Бельгия с Данией или целиком Нидерланды! Вот оно истинное качество жизни в стране!

Учитывая, что уровень образованности в СССР (России) всегда считался вполне достойным, первые два показателя, когда они одни из самых отстающих в мире, конечно же, неприемлемы для страны, стремящейся к мировому лидерству.

Последние статистические исследования, проведенные различными организациями, как в России, так и за рубежом, развеяли миф о том, что образование в России самое лучшее. Да, это было до начала приснопамятных горбачевских реформ, когда и США, и Япония в свое образование вносили коррективы из нашей системы обучения. Сегодня по этому показателю мы скатились на уровень 50-х мест в мире. Даже наш лидер МГУ занимает место где-то в районе седьмого десятка. Мы давно уже не самая читающая страна.

Так что меры по улучшению качества образования сегодня весьма актуальны и абсолютно необходимы, а названные выше три фактора жизни, безусловно, должны быть высококачественными.

Влияние образования на общество проявляется в эффекте профессиональной деятельности через культуру, рост интеллектуального потенциала, уровень общественного сознания, политический кругозор.

Надо сказать, что Министерство образования и науки РФ, обеспокоенное состоянием качества образования, в последние годы выпустило ряд документов, направленных на повышение качества обучения и гармонизацию наших показателей качества с зарубежными критериями. В частности, в соответствии с приказом № 1938 от 30.09.2005 г. аттестация и аккредитация вуза невозможны, если в нем не разработана и не действует система качества образования. Подобные системы разрабатываются практически всеми вузами и базируются на различных моделях.

Наиболее распространенной основой для таких моделей является международный стандарт серии ИСО 9000. На сегодня введена уже его четвертая версия – ИСО 9001:2008. Этот стандарт разработан для промышленных и обслуживающих предприятий. Однако уже есть его адаптация и к учебным заведениям (ГОСТ Р 52614.2-2006).

Данный стандарт имеет корни в нашей стране, когда в конце 60-х годов и в 70-е годы в СССР развернулась борьба за качество. Многие еще помнят Саратовскую систему бездефектного изготовления продукции (БИП), Горьковскую систему КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых предъявлений), систему бездефектного труда (СБТ), Государственный знак качества, учреждений в 1967 г., а также знаменитую Львовскую комплексную систему управления качеством продукции (КС УКП), ставшую апофеозом усилий науки и практики в деле управления качеством изделий. Десятая пятилетка (1976-1980) стала пятилеткой качества.

Так вот международные стандарты серии ISO 9000 во многом повторили приведенные разработки. По выражению известного специалиста в области качества академика Ю.А. Богомолова «…они (т.е. наши системы качества) стали мотивом и основой разработки стандартов первой версии ИСО 9000 в 1994 г.). А один из авторов КС УКП профессор В.Я. Белобрагин даже составил таблицу соотнесения разработок в СССР в 60-70 годы со стандартом ИСО 9000 и заложенной в них методологией TQM (всеобщего управления качеством).

К сожалению, перемены, начавшиеся в СССР с 1985г., характеризуются резким сокращением работ в сфере качества продукции, ее метрологического обеспечения, оттоком ученых из этой области науки. В результате сегодня в России вынуждены внедрять свои же прошлые разработки под иностранным брендом.

При этом выяснилось, что эффективность внедрения данных стандартов в России существенно уступает зарубежным достижениям. Причин этому множество, но одна из них проявляется весьма наглядно. Речь идет о мотивации внедрения стандартов ИСО на предприятиях. Анализ показывает, что можно выделить пять основных мотивов (как в России, так и на Западе) для использования стандартов: улучшение качества продукции (услуг), расширение бизнеса, удовлетворение требований заказчика – партнера, госзаказ и стремление попасть на зарубежный рынок. Если все мотивы принять за 100%, то отдельные из них составят некоторую долю от этой цифры (см. рис.). Из рисунка следует, что на Западе и в России данные цифры существенно различны: у нас превалирует желание попасть на зарубежный рынок (76%), а на Западе – получить высокое качество (73%), для реализации которого современные российские промышленники уделяют лишь 5% усилий. Изложенное, безусловно, должно быть учтено и при разработке систем качества образования.

Сегодня 87 вузов страны ведут подготовку специалистов по специальности «Управление качеством». Владимирский государственный университет (ВлГУ) готовит таких инженеров с 1989 г. Однако, в связки с огромной потребностью аудиторов, сертификаторов, управленцев (менеджеров) качества на современных предприятиях, таких выпускников катастрофически не хватает. Поэтому в стране развита сеть переподготовки, дополнительного образования и повышения квалификации в области качества.

Особенно ценятся специалисты, подготовленные по Европейской системе качества, реализуемой через Европейскую организацию по качеству (EОQ), объединяющую 45000 профессионалов в области качества в Европе. В 1998 г. Госстандартом, рядом партнеров из Великобритании и Минобразования в России создан Европейский Центр Качества (ЕЦК). Это российское агентство EОQ для реализации гармонизированной системы обучения в сфере качества. Слова «гармонизированная система» здесь ключевые и означают соответствие и признание этого обучения во всей Европе.

В январе 2009 г. Центр управления качеством образования Владимирского государственного университета стал отделением ЕЦК (ВО ЕЦК) – восьмым филиалом ЕЦК, учрежденным на территории России. ВО ЕЦК имеет сертификат соответствия и лицензию на ведение образовательной деятельности по 3-м модулям-квалификациям ЕЦК: специалист в области качества (EOQ QMT), менеджер систем качества (EOQ QMS), аудитор качества (EOQ QA). Выпускники получают Европейский сертификат, их включают в российский Реестр специалистов в области управления качества. Кроме того, ВО ЕЦК дает возможность выпускникам российских вузов по специальности «Менеджмент качества» получить Сертификат европейской организации по качеству – «Специалист менеджмента качества», который подтверждает, что уровень компетентности выпускника в области качества соответствует требованиям EОQ.

С 1 августа  2008 г. возможно обучение и по программам британского Королевского Института Качества (CQI). Выпускники сдают экзамен на английском языке и получают «Диплом качества» и звание «CQI Dip Q». Это звание свидетельствует о том, что владелец является высококвалифицированным профессионалом и менеджером, способным реализовать лучшую мировую практику в сфере обеспечения качества и менеджмента.

В рамках соглашения между Европейским Центром по качеству и австрийским органом по качеству «Quality Austria» ВО ЕЦК может проводить сертификацию систем менеджмента качества образовательных учреждений России в соответствии с требованиями Международного Форума (IAF) и Международной Сертификационной Сети (IQNet) в международном образовательном секторе IWA 2.

Таким образом, во Владимирском регионе появилась возможность получения гармонизированного зарубежного образования в области качества, не выезжая за рубеж. Подготовка таких специалистов особенно актуальна в условиях сближения России с зарубежными товаропроизводителями и обостряющимися проблемами их конкурентного противостояния. Речь идет о создании эффективной системы образования, ориентированной на решение задач управления качеством продукции и услуг. Цель такой системы – формирование и удовлетворение социальных потребностей каждого человека и достижение достойного качества его жизни.

 

Автор (источник): А.Г. Сергеев, руководитель Владимирского отделения Европейского Центра качества при ВлГУ,д.т.н., профессор

 

 


Итоги работы здравоохранения Владимирской области в 2008 году и стратегия развития отрасли на 2009-2011 годы

... Опыт работы владимирского здравоохранения в рамках пилотного проекта, направленного на повышение качества и доступности медицинской помощи, не только внес существенный вклад в процесс подготовки Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу, но и изменил менталитет всей медицинской общественности, получил высокую оценку Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В условиях экономического кризиса наши медицинские учреждения «защищены» так называемым одноканальным финансированием в системе ОМС. Это перспективное направление лишь будет внедряться на территории Российской Федерациив ближайшие годы, а мы работаем в этом режиме уже с 2007 года ... [далее>>]


Кризис разогревает фармрынок

В течение последних недель участники фармацевтического рынка наблюдают значительное удорожание лекарственных препаратов. В октябре цены в долларах увеличились на 3%, причем дорожают в основном препараты стоимостью до 150 руб. Эксперты объясняют этот процесс девальвацией рубля: более 80% лекарств на российском рынке иностранного производства и закупаются на валюту, и изменение курса доллара не могло не отразиться на ценах в российских аптеках ... [далее>>]


Продовольствие влетит в копеечку

Рост цен на продовольствие в ближайшее десятилетие продолжится, хотя его темпы снизятся. Об этом говорится в опубликованном на прошлой неделе докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад о перспективах отрасли в 2008—2017 годах подготовлен в преддверии Всемирного продовольственного саммита ... [далее>>]




Весь список статей >>

order ed meds online without doctor prescription usa