Бизнес и финансы

"Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам"
Жан Жак Руссо

Владимирская область


СМЕНА ЦИКЛОВ И ДОСТИЖЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований.

Устойчивость - это относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической системы, ее способность сохранять их в заданных пределах при отклоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях извне и изнутри.

Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по разным основаниям, например, экономическому, социальному, политическому, экологическому и т.п. Можно выделить несколько групп системной устойчивости:

Видимая устойчивость. Проявляется в том случае, если часть признаков среды неизменна и система не имеет соответствующих компенсаторных механизмов. При неизменной среде подобная система может существовать сколь угодно долго, однако любое изменение соответствующих признаков ведет к потере устойчивости.

Групповая устойчивость. Это случай истинной устойчивости, когда система располагает полной группой компенсаторных механизмов ко всем в принципе возможным типам изменений (в том числе и «порче» самих механизмов). Реализация этого механизма, без сомнения, чрезвычайно расточительна, тем более что и тут случаются неожиданности.

Адаптивная устойчивость 1-го рода. Предполагает наличие в системе ограниченного (заведомо неполного) набора механизмов, которые однако способны компенсировать внешнее возмущение путем создания «поглощающих» адаптивных цепочек из комбинаций имеющихся элементов. Устойчивость 1-го рода отличается тем, что возмущение последовательно «рассеивается» по элементам и частям адаптивных цепочек, полностью поглощая импульсы временного возмущения без каких-либо значительных изменений для системы.

Адаптивная устойчивость 2-го рода. Имеет сходный механизм компенсации. Однако в этом случае цепочка не линейная, а замкнутая в цикл, в результате чего появляется возможность за несколько «проходов» компенсировать возмущение, по мощности превосходящее возможности отдельной цепочки. По сути, это механизм обратной связи.

Отложенная устойчивость. Данная группа подразумевает наличие у системы возможности вовсе уйти от действия возмущающегося фактора и даже не иметь соответствующих компенсаторных механизмов.

В экономической теории основное внимание уделяется видимой, групповой и отложенной устойчивости (равновесные модели, во многом пренебрегающие наличием внешней среды и ее влиянием на социально-экономические системы). Концепция неравновесной экономики позволяет расширить горизонт анализа эффективности за счет учета адаптивных механизмов устойчивости. С точки зрения парадигмы равновесной экономики адаптивная устойчивость не является эффективной – она предполагает множество точек равновесия, так как система меняется, строго говоря, необратимо, что в терминах традиционных концепций может интерпретироваться как постоянные скачки цен, процентных ставок, производственной и инвестиционной активности, занятости. В то же время без возможности адаптироваться к экзогенным и эндогенным факторам система перестает быть устойчивой.

Устойчивость может быть присуща не только фиксированному состоянию системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить:

-        устойчивость развития, характеризующуюся систематическим приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;

-        перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе положительные, проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

-        гиперустойчивость, т.е. состояние, когда регионы к развитию маловосприимчивы, не способны адаптироваться к изменениям, в том числе и необходимым положительным.

Повышение устойчивости территориальной системы означает повышение степени активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегулироваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние, а также заемные ресурсы.

Устойчивое социально-экономического развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе, сбалансированное воспроизводство социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованных на его территории.

Особое значение имеет включенность регионов в территориальное разделение труда, которое формировалось десятилетиями и опирается на использование естественных (природных) экономических преимуществ конкретных территорий. С учетом этих преимуществ создавались соответствующие мощности и иные необходимые условия, закреплялась экономическая специализация региона. Потенциал этого фактора весьма значителен, но значительна и угроза специализации региона.

Исходным для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и реализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения.

Благоприятные перспективы заключаются в сохранении спроса на продукцию отраслей их специализации, в усилении ориентации на развитие эффективных секторов экономики.

Существенные угрозы устойчивому социально-экономическому развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка региона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производственных мощностей и, как следствие, к разрушению технологического потенциала, истощению доходной части бюджета.

Социальные угрозы устойчивости регионов России также разнообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со стороны негативных демографических тенденций.

Таким образом, устойчивое развитие региона характеризуется его способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате территориального разделения труда; во-вторых, организовать надежное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с приемлемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколениям.

За нижними пределами реальной устойчивости возникает неустойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения социально-экономической ситуации. Катастрофы обычно связываются с потерей управляемости со стороны государства, региональных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.

Смену циклов и создание системы устойчивого социально-экономического развития нагляднее рассматривать на примере конкретного региона. Логичнее, безусловно, взять экономическую и социальную сферы развития Владимирской области и на их примере обрисовать текущую ситуацию в регионе.

Экономическое развитие

Владимирская область является регионом со значительно развитым промышленным сектором экономики. На современном этапе экономического развития доле промышленности в структуре ВРП принадлежит более трети всей произведенной продукции, что значительно выше среднего показателя по ЦФО и по России. Соответственно область может рассматриваться как регион с высоким исторически сложившимся потенциалом для промышленных видов деятельности и на этой основе должно обеспечиваться дальнейшее развитие.

В последние годы наиболее быстрый рост зафиксирован в отраслях с наиболее высокими темпами оборота, в том числе в производстве пищевых продуктов и напитков. Это свидетельствует о том, что инвесторы и предприниматели предпочитают развивать те виды деятельности, которые наиболее близко приближены к конечному потребителю.

Рассматривая показатели индексов региона, ЦФО и РФ, очевидна корреляция их значений. Падения и повышения значений в целом совпадают, что является отражением процессов повышения или падения уровня промышленного производства на уровне РФ, ЦФО и Владимирской области. Постепенное повышение рейтинга, занимаемого регионом по уровню промышленного производства, показывает на значительное оживление наиболее сильного сегмента экономики.

Особенность промышленного сектора экономики области – наличие большого количества высокотехнологичных машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитый сектор ВПК, значительный объем производства синтетических материалов и полимеров. В целом на современном этапе для промышленного сектора характерна хорошая отраслевая сбалансированность. Это позволяет утверждать, что заложена основа для создания современной многоукладной (диверсифицированной) экономики региона, что в конечном итоге позволит оперативно реагировать на конъюнктурные изменения рынка.

Основные проблемы промышленного сектора экономики

- нестабильность промышленного производства региона в целом;

- преобладание в структуре промышленности предприятий ОПК, что затрудняет возможность быстрой адаптации к конкурентной рыночной экономической среде: нестабильность их работы объясняется нестабильностью государственного оборонного заказа;

- наличие предприятий с устаревшим оборудованием, высоким уровнем износа основных фондов и недостатком собственных средств на их модернизацию;

- сложности внедрения новейших технологических разработок в серийное производство;

- наличие дефицита высококвалифицированных кадров в промышленности;

- наличие серьезной конкуренции со стороны импортных аналогов, низкий уровень конкурентоспособности произведенной продукции.

Для решения этих проблем необходимо усиленное развитие высокотехнологичных производств, способных создавать современную конкурентоспособную продукцию. Исходя из этого, основное направление развитие промышленности – создание инновационного сектора на основе интеграции науки и промышленных производств, направленных на создание современной серийной высокотехнологичной продукции. Предполагается дальнейшее развитие многоукладной экономики, вовлечение значительного технического потенциала ОПК в создание современных видов вооружения и сугубо гражданской продукции.

Динамика распределения инвестиций по видам экономической деятельности показывает, что значительная часть инвестиционных вложений приходится на обрабатывающие производства. В то же время доля средств, направляемых в торговлю, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, в структуре незначительна, что может при сохранении такого уровня удельного веса в дальнейшем служить причиной серьезных диспропорций в социальном развитии области.

Социальная сфера

Приоритетными направлениями социальной политики является формирование оптимальной сети учреждений, укрепление их материально-технической базы, в том числе  расширение  спектра услуг, оказание адресной помощи  социально уязвимым слоям населения.

Сеть учреждений образования Владимирской области характеризуется сокращением учреждений «начального уровня» (ДОУ и ОУ) и ростом числа ССУзов и ВУЗов. Вместе с тем в последние годы наблюдается рост численности детей в возрастах до 7 лет, что может привести к острому дефициту мест в ДОУ в кратко- и среднесрочной перспективе. В настоящее время норматив обеспеченности населения местами в ДОУ выполняется в 15 из 16 муниципальных районов и городских округов области, но в некоторых из них ДОУ перезагружены.

Но уже в ближайший период в ряде образований ожидается дефицит мест ввиду роста уровня рождаемости и повышения потребности в ДОУ среди населения, что потребует как ввода в действие новых учреждений (мест) для соответствия существующим нормативам и потребностям населения, так и установления новых нормативов, учитывающих структуру расселения и особенности развития того или иного муниципального образования Владимирской области.

Помимо устранения дефицита мест в учреждениях образования, главным образом в ДОУ, в настоящее время и в последующие периоды необходим ввод дополнительных мощностей (за счет строительства новых ДОУ, возвращения ДОУ при их нецелевом использовании, создания новых форм обучения по типу «детский сад-школа и иных) ввиду прогнозируемого роста численности детей дошкольного возраста.

Установленные федеральные нормативы не полностью отображают современные потребности населения и не учитывают местные особенности, в том числе расселение и ежедневные миграционные потоки на работы из села в города. В связи с этим требуется уточнить норматив обеспеченности для каждого муниципального образования Владимирской области отдельно. При этом устанавливаемые нормативы в городской местности не могут быть ниже установленных Правительством РФ нормативов (600 мест на 1000 детей 1-6 лет).

В последние годы Владимирская область характеризуется значительными объемами жилищного строительства и доля областного центра в нем не столь велика, как  в большинстве регионов ЦФО. Однако значительная часть вводимого жилья относится к дачному строительству, что искусственно завышает обеспеченность жильем жителей региона, особенно в сельской местности восточных и северо-восточных районов. Но во всех муниципальных районах и городских округах обеспеченность населения жилой площадью за постсоветский период значительно выросла, в том числе ввиду сокращения численности населения. Вместе с тем остается низкий уровень благоустройства жилья по некоторым показателям, причем горячим водоснабжением – и в городской, и в сельской местности.

В современных реалиях в условиях финансового кризиса необходима разработка новых практических элементов управления экономикой и социальной сферами ВО, которые обеспечивали бы переход на более высокий уровень управления, и, как результат, позволили бы добиться устойчивого роста в период смены циклов.

Наиболее вероятным представляется разработка и принятие в регионе Системы стратегического управления, позволяющей достичь главной цели – устойчивого развития Владимирской области в период реализации Стратегии.

 

Автор (источник): Д.А. Митяев,  директор  некоммерческого  партнерства «Институт  социально-экономического развития  ЦФО»

 

 

Несмотря на кризис спрос на квалифицированные кадры не снижается

Владимирская область, как и большинство регионов страны, сегодня стоит на пути преодоления очень серьезных проблем, связанных с обострением ситуации на рынке труда. За последние годы население области сократилось более чем на 36,5 тыс. человек (в 2006 г. - на 13,3 тыс. человек, в 2007 г. – на 12,3 тыс. человек, в 2008 г. – на 10,9 тыс. человек). Число умерших в 2008 г. превысило число родившихся на 11,5 тыс. человек ... [далее>>]

 

Потребительский рынок, малое и среднее предпринимательство: тенденции и перспективы развития

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), цели и принципы государственной политики по развитию МСП.

В соответствии с новым Законом основными целями государственной политики по развитию субъектов МСП в Российской Федерации являются развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов МСП, создание благоприятных условий деятельности, обеспечение конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ... [далее>>]

 

Итоги работы здравоохранения Владимирской области в 2008 году и стратегия развития отрасли на 2009-2011 годы

... Опыт работы владимирского здравоохранения в рамках пилотного проекта, направленного на повышение качества и доступности медицинской помощи, не только внес существенный вклад в процесс подготовки Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу, но и изменил менталитет всей медицинской общественности, получил высокую оценку Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В условиях экономического кризиса наши медицинские учреждения «защищены» так называемым одноканальным финансированием в системе ОМС. Это перспективное направление лишь будет внедряться на территории Российской Федерациив ближайшие годы, а мы работаем в этом режиме уже с 2007 года ... [далее>>]

 

К оценке качества жизни населения среднего класса России

... Последние исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся в массовом сознании обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения». В конечном счете, категорию «качество жизни» можно свести к следующим семи интегральным свойствам, составляющим среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения ... [далее>>]

 

Весь список статей >>

Брачные аферистки женщины - черный список на сайте http://trongo.ru/