Бизнес и финансы

"Случайные открытия делают только подготовленные умы"
Блез Паскаль

 

 


ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА, КАК ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

Среди множества функций, входящих в компетенцию муниципальных образований, значительную долю занимают управление местными финансами и содержание бюджетной сферы. Особую актуальность им придают хроническая несбалансированность местных бюджетов и переход на казначейское исполнение бюджета. В этих условиях перед администрациями муниципальных образований остро стоят задачи оптимизации управления финансовыми ресурсами территории и усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Муниципальные финансы – это совокупность денежных средств, которыми располагает муниципальное образование в лице его органов местного самоуправления для решения задач, возложенных на него местным сообществом и органами государственной власти.

Финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования и органов его управления может быть обеспечена лишь при наличии достаточного объема финансовых средств для покрытия обязательных расходов местных бюджетов, а также при возможности долговременного финансового планирования.

Базой для планирования бюджета на соответствующий финансовый год являются не только результаты анализа предыдущих периодов, но и такие обобщенные показатели, как бюджетный (налоговый) потенциал и комплексные показатели расходной части бюджета. Технологии оценки бюджетного потенциала позволяют определить точки роста (места наиболее эффективного приложения инвестиций) и точки кризиса (места наибольших, возможно «необоснованных» затрат). В этой связи необходимо разработать систему (методику) отбора инвестиционных проектов на основе бюджетной эффективности инвестиций и стимулирования внедрения соответствующих инвестиционных проектов, определить оптимальное планирование расходной части бюджета на основе регрессионных моделей. Первое позволит в дальнейшем проанализировать инвестиционные проекты лучших предприятий территории и обеспечить их реализацию на основе создания системы стимулирования инноваций, что сделает возможным: сопоставление текущих и перспективных возможностей местного бюджета; осуществление построения типологии бюджетной отдачи хозяйствующих субъектов в отраслевом разрезе; выявление финансовых приоритетов в развитии предприятий муниципального образования; определение резервов территории, населения и хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для увеличения доходной части бюджета; выявление проблем, на решении которых должны быть сконцентрированы финансовые ресурсы муниципального образования. Второе позволит реализовать методики экономико-математического и концептуального моделирования на таком этапе бюджетного процесса, как социальный мониторинг.

 

 

Другим важным аспектом этапа планирования бюджета является взаимосвязь с внешней средой, выражающаяся в межбюджетных отношениях. На основании оценок налогового потенциала принимается решение о передаче доходов областного и федерального бюджета в бюджет муниципального образования. Частично, это постоянные процентные значения в соответствии с областными законами, а частично – субвенции и субсидии. Несмотря на то, что для определения индексов налогового потенциала и индексов бюджетных расходов муниципального образования существуют законодательные методики, по-прежнему в решении данного вопроса нередки споры между региональными и муниципальными властями, что и является одной из основных проблем межбюджетных отношений.

Следующим этапом планирования бюджета муниципального образования является социальный мониторинг, который представляет собой научно обоснованную систему периодического сбора, обработки и анализа социальной информации, представления данных для оценки и прогноза социальной ситуации, принятия стратегических и тактических управленческих решений.

Этап проектирования комплекса технологий планирования и оптимизации распределения бюджетных средств муниципального образования имеет определенные сложности, связанные с тем, что часть операций производится уже на стадии исполнения бюджета. Однако в идеале данные технологии (управление дефицитом бюджета и его резервами с учетом экономического риска, определение точек роста, экспертная оценка социальных приоритетов и т.п.) позволяют эффективно формировать высококачественные бюджетные планы, являющиеся необходимым условием успешного решения проблем современного финансирования муниципального образования.


Автор (источник): В.В. Павлов, администрация Фурмановского района Ивановской области

Итоги бюджетной политики ...

... За период 2003-2006 годы в налогообложении произошли серьезные изменения, связанные с введением отдельных глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которые оказали существенное влияние на поступление доходов в бюджет области. [далее>>]

 

Привлечение финансирования

... Прежде всего, критически посмотрите на свое предприятие — жизнеспособно ли оно и стоит ли напрягаться ради проекта, который Вы хотите профинансировать. Если да, смело читайте дальше... [далее>>]

 

Весь список статей >>