Бизнес и финансы

Как лучше сохранить и приумножить Ваши капиталы

 

 


ИНИЦИАТИВЫ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

 

Один из уроков, извлеченный из опыта экономического развития, заключается в том, что поселковые и сельские предприятия могут рассматриваться как многообещающая модель развития муниципальной экономики в других странах. В сущности, это закрытый кооператив, в котором местные власти могут играть либо контролирующую и стимулирующую роль, либо действовать непосредственно как частичный владелец собственности. Если принять классификационную логику Всемирного банка, то последнее даже расценивается как частный сектор экономики (неважно, кто собственник, если это не правительство страны, то он уже считается частным). В отношении обеспечения здравоохранения и решения социальных вопросов на местном уровне можно сделать аналогичный вывод: именно давний упор Китая на профилактику и всеобщий доступ к такого рода услугам подсказывает подход к низкозатратным реформам с немедленным эффектом, к которым могли бы обратиться низовые власти в странах ЦВЕ И СНГ.

Легко отыскать причину для того, чтобы не заниматься изучением китайского опыта.

Культурные барьеры, уровень развития и политическая культура делают весьма удобным не задумываться о его вызовах и сложных уроках.

Чтобы преодолеть подобное внутреннее сопротивление, полезно вспомнить, что основная институциональная новация Китая сходна во многом с партнерством, в котором состоит множество членов, - знакомая для многих стран организационная форма.
Новая программа оживления предприятий - пример такого типа активных мер, которые могут "встряхнуть" экономическое развитие на местном уровне. При должной территориальной направленности они могут повлиять на сокращение бедности.

Продовольственная комиссия ООН совместно с Институтом Всемирного банка участвует в программе «Совершенствование менеджмента и работы российских предприятий» и контактирует с Советом Федерации и Государственной думой, Российским союзом предприятий и Академией самоуправления.

Эта программа содействует применению высокоэффективных методов управления и групповых методов, направленных на оживление мелких и средних предприятий, она обращает особое внимание на предприятия новых и смешанных типов. Опыт ПРООН переносится на Украину, где поддерживаются низовые органы власти в их усилиях по институциональной и финансовой помощи мелким местным и средним предприятиям.

 

 

Украинский проект начал действовать в 1994г., он концентрируется на роли местных самоуправляющихся организаций (в основном муниципальных) в стимулировании мелких и средних предприятий путем:
- обучения персонала, а также чиновников;
- создание инновационных форм кредитной поддержки, в том числе с использованием муниципальной собственности как суррогатного обеспечения кредитов в пользу мелких и средних предприятий;
- продвижение частно-государственных муниципальных инвестиционных программ для мелких и средних предприятий;

Эти новые способы мобилизации муниципального кредитования связаны с краеугольной проблемой - положением мелких и средних предприятий во всех странах переходного периода, а именно, с отсутствием у них доступа к кредитным средствам на " разумных, некриминальных началах". Активно используется информационная технология для обмена межмуниципальным опытом.

Мелкие и средние предприятия - это действительно потенциально динамичная сила для оживления экономики на местном уровне и сокращении бедности, но они редко бывают успешно действующими без активного формирования институтов и поддержки извне. В исследовательском проекте " Мелкие и средние предприятия в странах переходного периода", разрабатывающемся в Университете ООН - Всемирном институте по изучению развивающихся экономик (The United Nations University/WIDE), делается вывод, что было бы разумно, если бы местные власти восприняли работу региональных и местных властей в западных странах, которые в целом одобряют проведение местной промышленной политики.

Для мелких и средних предприятий ключевое значение имеют здоровые отношения с крупными предприятиями (государственными и бывшими государственными), если они хотят выйти за пределы оказания услуг и мелкой розничной торговли. Местные власти могут сыграть активную роль в стимулировании конструктивного взаимодействия между крупными государственными предприятиями, с одной стороны, и мелкими, с другой, тем самым повышая гибкость и улучшая конкурентное положение и тех, и других. Имеется длинный список примеров успешного применения подобных подходов, например, в северной Италии и южной Германии.

Автор (источник): М.А. Макурин, ВИБ г.Владимир

 

Весь список статей >>